ЯГ-12 (1932) – опытный образец грузового четырехосного
автомобиля со всеми ведущими колесами, построенный в 1932 году на
Ярославском автомобильном (ныне моторный) заводе. Четырехосный ЯГ-12
являлся оригинальной отечественной конструкцией с зависимой подвеской
двух передних мостов, которые имели подрессоренные редукторы главной
передачи, ведущими мостами «проходного» типа, лебедкой. Любопытно, что
трансмиссия машины включала 18 карданных шарниров.
ЯГ-12 не только мог преодолевать крупные неровности
пути на твердом грунте, но и, благодаря наличию 12 колес, оказывал
умеренное давление на грунт. В его конструкцию впервые были введены
устройства, распределяющие тяговое усилие по всем колесам. И хотя
раздаточная коробка, шарниры равных угловых скоростей являлись лишь
немногими из набора таких механизмов (межосевые дифференциалы, бортовые
трансмиссии, блокирующие устройства и т. п. отсутствовали), их появление
на ЯГ-12 знаменовало решающий этап в развитии отечественных автомобилей
повышенной проходимости.
Максимальная скорость грузовика полной массой 20 т достигала 45 км/ч при
минимальном расходе топлива 52 л/100 км. Радиус поворота у
6,6-метрового автомобиля не превышал 9 м. На местности ЯГ-12 легко брал
рвы и окопы шириной до 1,5 м, взбирался на подъемы крутизной 300,
штурмовал броды глубиной 0,6 м, двигался по косогору, тяжелой грязи,
полуметровой снежной целине. Четырехоска поражала своей
приспособленностью к пересеченной местности, насыщенной профильными
препятствиями. Ей способствовали 320-мм дорожный просвет и
рессорно-балансирные подвески, позволявшие каждому из колес (независимо
от других или в любой комбинации по два и три колеса) переезжать через
пни, камни, поваленные деревья, пороги и т.д. высотой до 45 см. При этом
ЯГ-12 благодаря 12 скатам оказывал умеренное давление на грунт.
Неплохим подспорьем на бездорожье оказались резинометаллические
гусеницы. Высокие тяговые качества и проходимость, наличие сцепного
устройства и лебедки позволяли автомобилю служить полноценным армейским
тягачом, способным буксировать тяжелые артиллерийские системы. В этом
качестве он также стал первым. После ЯГ-12 лебедки на отечественных
автомобилях начали устанавливать только на ГАЗ-63А и ЗИС-151А в
1949-1950 гг. Четырехосная машина вызвала большой интерес.
Предполагалось на ее шасси построить двухэтажный автобус и наладить
выпуск ЯГ-12 для Красной Армии. ЯГАЗ планировал дальнейшие работы по
совершенствованию конструкции и в 1933 г. изготовить еще семь
автомобилей.
После успешных испытаний ЯГ-12, по словам В.В. Осепчугова, отправили в
одну из воинских частей Саратова. Там следы единственного экземпляра
машины затерялись. Был утрачен ценнейший образец техники. Но не это в
судьбе грузовика сыграло решающую роль. Военное ведомство, оценив все
плюсы и минусы машины с четырьмя ведущими осями (в том числе и
невозможность ее серийного производства), дальнейшие работы по ЯГ-12
закрыло в пользу двух- и трехосных полноприводных автомобилей. Хотя
именно Научно-технический комитет УММ РККА инициировал работы по
созданию четырехоски.
Технические характеристики:
грузоподъемность — 12 т;
двигатель: число цилиндров — 6, рабочий объем — 8190 см3, мощность — 120 л. с. при 2400 об/мин;
число передач — 8;
размер шин — 40X8. дюймов;
масса в снаряженном состоянии — 8000 кг;
длина — 6586 мм;
ширина — 2390 мм;
высота — 2770 мм.
скорость — 45 км/час; (c) http://sovcarhistory.ru
|