Я-5 «Коджу» (1934) – первый советский дизельный
автомобиль, изготовленный на Ярославском заводе в ноябре 1933 года на
базе грузовика Я-5 и дизеля собственной разработки «Коджу».
Дизель, названный «Коджу» (аббревиатура от Коба Джугашвили – партийной
клички и настоящей фамилии Сталина) создан в Особом конструкторском бюро
ОГПУ. 6-цилиндровый агрегат объемом 10 л мощностью 87 л. с.
спроектировала команда Н. Бриллинга. Мотор имел алюминиевый картер с
мокрыми гильзами, вихревую камеру сгорания, семиопорный коленчатый вал и
топливную аппаратуру «Бош». Грузовики Я-5, оснащенные моторами с
алюминиевыми блоком цилиндров и поршнями, чугунной головкой блока,
неплохо показали себя в августе 1934-го на испытаниях с участием 27
зарубежных аналогов.
15 ноября 1933 года вместе с несколькими иностранными дизелями
приняли участие в испытательном дизельном пробеге по маршруту
Ярославль-Москва-Ярославль. «Коджу» успешно прошел испытания.
Еще 15 мая 192 года СНК СССР принял решение о проведении сравнительных
испытаний отечественных и зарубежных автодизелей. Международный
дизельный конкурс состоялся летом 1934 года. Его основным мероприятием
стал пробег по маршруту Москва-Тифлис-Москва, протяженностью более 5000
км. 15 фирм из 8 стран мира установили на отечественные грузовики 40
различных автодизелей: 26 – на Я-5, 13 – на АМО-3 и ЗИС-5, 1 – на
ГАЗ-АА. Пробег стартовал 24 июня 1934 года и финишировал через 32 дня.
Он показал, что шасси ЯГАЗа лучше других подходили под установку дизеля.
После дизельного пробега в НАТИ началась доводка мотора «Коджу». К 1938
году «НАТИ-Коджу» развивал мощность 105-110 л.с. при 1800 об/мин. На
испытаниях грузовик ЯГ-6 с таким дизелем расходовал около 25 литров
топлива на 100 км и развивал скорость около 70 км/ч. К 1939 году он был
подготовлен у серийному производству.
Производство «НАТИ-Коджу» намечали развернуть на новом Уфимском
моторостроительном заводе (постановление о его строительстве ВСНХ СССР
принял еще 27 июля 1931 года). Однако, эти планы не были реализованы,
так как данное предприятие перешло в авиационную промышленность.
Технические характеристики:
число мест — 3;
грузоподъемность — 5000 кг;
двигатель: тип — дизель, число цилиндров — 6, рабочий объем — 9960 см ,
степень сжатия — 16, мощность 87 л. с./64 кВт при 1710 об мин;
число передач — 4; главная передача — конические и цилиндрические шестерни;
размер шин — 40X8 дюймов;
длина — 6500 мм; ширина — 2460 мм; высота — 2550 мм; база — 4200 мм;
колея колес: передних — 1750 мм, задних — 1784 мм;
масса в снаряженном состоянии — 5150 кг;
наибольшая скорость — 70 км/ч.
Источник: http://sovcarhistory.ru |