Конец 80-х годов отмечен созданием прототипов новых грузовиков. Самым
значительным среди них явился МАЗ-2000. Индекс показывает, что его
конструкция ориентирована на 2000-й год. Этот автомобиль, названный
"Перестройкой", — образец модульной компоновки. В его передней части —
блок агрегатов: двигатель, коробка передач, передний ведущий мост с
подвеской, рулевое управление. При желании, каждую из осей можно
заменить таким блоком и создать грузовик любой длины и грузоподъемности.
МАЗ-2000 осенью 1988 года экспонировался на парижской международной
автомобильной выставке, где получил высокую оценку. Примечательны слова
корреспондента газеты "Ллойд Анверсуа": "Звездой Парижского салона,
бесспорно, стала "Перестройка", прототип грузового автомобиля... Он
интересен как своим, полностью нетрадиционным замыслом, так и идеей,
заключенной в названии автомобиля... Во всяком случае, одна вещь
очевидна: он поразил всех. Как своей конструкцией, так и смелостью
поступка".
Минский грузовик с дизелем МАН рассчитан на перевозку 21 тонны груза со
скоростью 120 км/ч. Его снаряженная масса — 12 тонн, а длина — 14,9
метра.
Чуть позже, в 1989 — 1991 годах родился "Тайфун", разработанный в НАМИ
опытный образец магистрального автопоезда. Он состоял из трехосного (6
х 4) грузовика НАМИ-0286 с кузовом "фургон" и трехосного прицепа. Его
конструкция решала целый ряд задач экологического, экономического,
технического характера. Автопоезд полной массой 52 тонны мог перевозить
33 тонны груза со скоростью 120 км/ч. Обе машины - НАМИ-0286 и МАЗ-2000
- образовывали основу перспективного типо-ряда машин с опережающими
мировой уровень показателями. Увы, их выпуск не был налажен.