В марте 2010 года исполняется ровно 98 лет с того момента, как из ворот
петербургского «Русского Автомобильного завода Ивана Петровича
Пузырева» выкатился первый автомобиль. О сем факте, наверное, вспомнил
бы лишь узкий круг автомобильных историков и любителей автомотостарины
(в начале века не только Пузырев налаживал производство самодвижущихся
экипажей), если бы не политика, которую исповедовал фабрикант. А задумал
он ни много ни мало, с одной стороны, дать достойный отпор торговцам
немецкой и французской техникой, а с другой — доказать, что конкурентоспособный
автомобиль можно построить, опираясь исключительно на российский потенциал:
«из только русских деталей, силами только русских рабочих и под
руководством русских же инженеров». Надо ли говорить, что и сам
автомобиль разрабатывался питерскими конструкторами. И что самое интересное,
питерскому фабриканту это удалось! На модели «Пузырев 28-40»
сам Иван Петрович отправился из Питера в Париж и вернулся обратно без
единой поломки.
История эта, однако, закончилась скверно — сначала про Пузырева распускали
нелепые слухи о том, что качества-де его машины негодного, а импортных
частей в них — предостаточно. А вскоре ни с того ни с сего сгорели несколько
цехов завода, где стояли уже готовые к продаже машины и хранился десяток
с лишним сборочных комплектов. Ходили слухи, что завод загорелся не
сам собой и не от пьяного окурка. Случилось это в марте 1914-го, а в
сентябре душа Ивана Петровича Пузырева покинула этот бренный мир...