|
|
В категории материалов: 19 Показано материалов: 11-19 |
Страницы: « 1 2 |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
В 1967 году Э. Лооритсом был построен первый автомобиль
"Эстония-15" - болид самой маленькой советской формулы - формулы-4. За
образец был взят итальянский автомобиль "Tecno". Во всех деталях
"Эстония-15" повторяла настоящий гоночный автомобиль, только
малогабаритный. Меленькими была даже колеса - 5,00-10" от мотоколяски
СМЗ-С-ЗА.
Двухтактный двигатель серийного мотоцикла "Иж-Юпитер" с
воздушным охлаждением, объемом 347 см. куб., с двумя карбюраторами
"Jikov", форсированный до 32 л.с. при 6000 об/мин, объединенный с
четырехступенчатой коробкой передач, максимально упрощал производство и
эксплуатацию автомобиля.
Вообще же, "Эстония-15" задумывалась как максимально
дешевый автомобиль, доступный большинству спортивных клубов, что вполне
оправдало себя - большую часть "вооружения" в 1970х годах составляла
именно пятнадцатая модель. У машины отсутствовали радиатор,
дифференциал, передача заднего хода. Однако она имела дисковые тормоза
всех колес (причем задние вынесены из колес к главной передаче),
реечный рулевой механизм и кузов из стеклопластика. Из главных
особенностей - цепная главная передача и приводимый эксцентриком на
валу главной передачи бензонасос. Имея массу в 214 кг болид разгонялся
до 150 км/ч. В 1970м году "Эстония-15" была незначительно модернизирована,
причем все изменения касались упрощения и удешевления производственного
процесса, а к индексу добавилась буква "М". Всего с 1969 по 1976 годы
было выпущено 221 автомобиль "Эстония-15" и "-15М".
С 1968 по 1981 год на них были одержаны победы в 36 этапах
чемпионатов СССР, выиграно по четырнадцать золотых, серебряных и
бронзовых медалей.
Эстония |
Просмотров: 1209 |
Author: Костин Константин Александрович |
Добавил: avto24 |
Дата: 28.07.2008
|
|
Что и говорить, "Эстония-9" оказалась весьма и весьма успешным
автомобилем. В 1968 году на ТОАРЗ, на шасси "Эстонии-9", но с более
мощным двигателем ГАЗ-21 объемом 2445 см. куб., с двумя карбюраторами
К-21 выдававший 110 л.с. при 4000 об/мин. Потолок скорости уже
составлял 200 км/ч - цифра серьезная. "Эстония-14" участвовала в гонках с 1968 по 1971 годы под
управлением М. Лайва, который одержал шесть побед на этапах первенств
СССР, дважды (1968 и 1971) стал чемпионом и один раз (1969) занял
второе место.
Эстония |
Просмотров: 634 |
Author: Костин Константин Александрович |
Добавил: avto24 |
Дата: 28.07.2008
|
|
"Эстония-13" - второй "незаконнорожденный" гоночный автомобиль
ТОАРЗ. Как и первый ("Тарту-1"), он был построен А.О. Сейлером на
авторемонтном заводе в Тарту, и был модернизирован и переименован в
1964 году, после возвращения А.О. Сейлера на ТОАРЗ. Шасси автомобиля базировалось на пространственной трубчатой раме, с задним расположением двигателя ГАЗ-21. Сегодня "Эстония-13" находится в Эстонии, в Ассоциации Истории Эстонского Мотоспорта.
Эстония |
Просмотров: 700 |
Author: Костин Константин Александрович |
Добавил: avto24 |
Дата: 28.07.2008
|
|
Еще в процессе работы над "Эстонией-9", в 1964 году был разработан
болид "Эстония-12" с двигателем "Москвич-407". Скорее всего автомобиль
был разработан с целью испытания шасси будущей серийной модели "-9" в
реальных гоночных условиях. Единственное значительное отличие
"Эстонии-12" от "Эстонии-9" - двигатель "Москвич-407" объемом 1358 см.
куб., форсированный до 70 л.с. при 4800 об/мин, "сухой" вес болида
составлял 505 кг. Автомобиль участвовал в гонках в 1964 и 1965 годах, лучший результат на этапе чемпионата СССР - 4 место.
Эстония |
Просмотров: 712 |
Author: Костин Константин Александрович |
Добавил: avto24 |
Дата: 28.07.2008
|
|
В 1966 году на чемпионате СССР дебютировала новая гоночная
"Эстония" международной формулы 3, созданная П.А. Вельбри и А.О.
Сейлером. С конца 1966 годв был налажен серийный выпуск этих
автомобилей (всего было выпущено около 150 штук).
Конструкция этого болида отличается рядом решений,
заслуживающих самого пристального внимания: изготовленный из
стеклопластика кузов, а также разъемные (из двух штампованных стальных
чашек) колеса и двуплечие верхние рычаги подвески передних колес.
Благодаря таким рычагам амортизаторы и пружины вынесены внутрь кузова и
не нарушают обтекания воздухом передней части кузова. Из других
особенностей - независимая пружинная подвеска всех колес, реечный
рулевой механизм (обеспечивает только 1,6 оборота рулевого колеса от
упора до упора). Двигатель - "Wartburg-312" объемом 992 см. куб. с повышенной до 12
единиц степенью сжатия, и карбюратором "Dell' Ortho", выдавал 80 л.с.
при 5800 об/мин. Для снижения центра тяжести автомобиля он был положен
на левый бок и соединялся в один агрегат с четырехступенчатой коробкой
передач "Кениг-Гетрибе" производства ГДР. Гоночные шины размером
5,50-13" (впереди) и 6,50-13" (сзади) монтировались на разъемных (из
двух штампованных половин) ободах.
Стремление сделать кузов болида как можно ниже привело к
тому, что гонщик находился в кокпите полулежа, чем и обусловлена
длинная база автомобиля. Благодаря широкой колее создаваемые
вращающимися колесами завихрения не нарушают общую аэродинамику кузова.
На международных соревнованиях "Эстония-9" дебютировала в
том же 1966 году, когда А. О. Сейлер занял на этапе Кубка дружбы в
Будапеште восьмое место. Затем, в 1968 г., В. В. Греков финишировал
четвертым на соревнованиях в Щецине (ПНР), а потом, на третьем этапе
Кубка дружбы в Риге, Э. А. Гриффель повторил этот результат. В итоге
Гриффель по сумме результатов трех этапов занял в розыгрыше Кубка
седьмое место.
С 1969 года выпускался модернизированный вариант
"Эстония-9М", отличавшийся, главным образом, конструкцией передней
подвески (телескопические амортизаторы вынесены наружу, т.к. закрытые
кожухом обтекателя - перегревались) и усиленной рамой. Вообще же
"Эстония-9" проектировалась как автомобиль международной формулы
"Junior", но "сухой" вес автомобиля был ограничен регламентом в 400 кг,
"Эстония" же весила 420 кг.
С 1966 по 1972 годы на автомобилях "Эстония-9" и "-9М" было
одержано 15 побед на этапах первенств СССР в классах формула 1, формула
2 и формула 3 и завоевано пять золотых, семь серебряных и пять
бронзовых медалей.
В 1968 году на ТОАРЗ специально для участия в гонках на Кубок
Дружбы социалистических стран была разработана модификация "-9Ф" с
четырехцилиндровым четырехтактным двигателем "Ford-Cosworth-MAE"
объемом 998 см.куб. и мощностью 96 л.с. при 9000 об/мин. Он участвовал
в Кубке под управлением Ю. Андреева в 1968 г. На этапах чемпионата СССР
автомобиль не стартовал. Вообще, шасси "Эстонии-9" оказалось настолько удачным, что
большая часть последующих "Эстоний", вплоть до "-16М" базировалось
именно на нем.
Эстония |
Просмотров: 911 |
Author: Костин Константин Александрович |
Добавил: avto24 |
Дата: 28.07.2008
|
|
Этот автомобиль был построен в Тарту, а не на ТОАРЗ, но его
создатель - один из ведущих конструкторов спортивных и гоночных
автомобилей А. О. Сейлер, большую часть жизни отдавший именно TARK'у. В
1963 году, работая на авторемонтном заводе в Тарту, совместно с М.
Таньелем, А. О. Сейлер, взяв за образец британский спортивный
"Cooper-T49 Monaco", создал автомобиль "Тарту-1", построенный в
единственном экземпляре.
Если кузов на каркасе из стальных труб и полностью
независимую подвеску повторить было несложно, то ближайшим
родственником британского двигателя в СССР в 1963 году была силовая
установка ГАЗ-21, которая и заняла моторный отсек за сидением гонщика.
После возвращения А. О. Сейлера на ТОАРЗ, туда же переехала
и "Тарту-1", сменив имя на "Эстония-8". Автомобиль участвовал в гонках
в 1963 и 1964 году, в 1963 году на нем был выигран чемпионат Эстонской
ССР.
Эстония |
Просмотров: 870 |
Author: Костин Константин Александрович |
Добавил: avto24 |
Дата: 28.07.2008
|
|
После успеха "Эстонии-3" ТОАРЗ решает попробовать силы в более
быстроходной международной формуле - "Junior". Но затея чуть было не
провалилась в самом начале - в Союзе двигателя такого класса не было (с
1963 года рабочий объем двигателей для гоночных автомобилей формулы
"Юниор" был ограничен величиной 1000 см. куб.), потому конструктор Р.
Бертелов (А. О. Сейлер в то время работал на ТАРТ) принял
беспрецедентное решение - закупить в частном порядке в ГДР несколько
автомобилей "Мелькус-Вартбург" конструкции Г. Мелькуса, с целью
использования зарубежного опыта и зарубежных же двигателей для создания
отечественного гоночного автомобиля.
В 1963 годы были готовы два экземпляра автомобиля
"Эстония-5" с двухтактными трехцилиндровыми двигателями "Wartburg-312"
объемом 992 см. куб. и мощностью 60-70 л.с. при 5000-5500 об/мин.
Трансмиссия, как и двигатель, была заграничного производства, с того же
"Мелькус-Вартбург". Максимальная скорость составляла уже 170 км/ч.
Автомобили "Эстония-5" участвовали только в одном
спортивном сезоне - 1963 года, причем были выиграны оба этапа
чемпионата СССР и заняты первое (Э. Гриффель) и второе (У. Аава) места
в общем зачете. Очередной успех, очередной удачный автомобиль! Впрочем,
серийное производство такого болида на тот момент было невозможным, и в
течение следующих двух лет ТОАРЗ ограничивался опытными моделями.
Эстония |
Просмотров: 741 |
Author: Костин Константин Александрович |
Добавил: avto24 |
Дата: 28.07.2008
|
|
Отработанные на "Эстонии-1" решения позволили снизить массу
серийной "Эстонии-3" (выпущено 36 штук) до 260 кг. Вкупе с
форсированным до 35 л.с. при 7500 об/мин все тем же мотоциклетным
двигателем ИМЗ-М52С и четырехступенчатой коробкой передач "Эстония-3"
развивала уже 150 км/ч.
Вообще же "Эстония-3", которая, кстати, соответствовала
регламенту международной "Формулы-3", оказалась весьма удачным
автомобилем - пространственная рама из труб обладала высокой прочностью
на кручение, реечный рулевой механизм и независимая подвеска всех колес
на вильчатых рычагах обеспечивали отличную управляемость.
На автомобилях "Эстония-3" начинали путь в большой спорт
такие известные гонщики, как А. О. Сейлер, Э. А. Гриффель, М. О. Лайв.
За восемь лет на них выиграно 14 этапов чемпионатов СССР и завоевано по
семь золотых, серебряных и бронзовых медалей. Оцените эту цифру! 7
золотых медалей за 8 сезонов! Впечатляет, не правда ли?
В 1961 году была предпринята попытка модернизации
"Эстонии-3" путем установки чехословацкого двигателя ESO-500 объемом
498 см. куб. и мощностью 36 л.с., четырехступенчатой коробкой передач
ESO и тринадцатидюймовыми колесами. Однако, эта модификация оказалась
неудачной и не получила дальнейшего распространения.
Эстония |
Просмотров: 662 |
Author: Костин Константин Александрович |
Добавил: avto24 |
Дата: 28.07.2008
|
|
Первая "Эстония" появилась в 1958 году. Благодаря тому, что
автомобиль базировался на пространственной трубчатой раме, а не на
серийном кузове со всеми рамами, лонжеронами, кузовными панелями, то
его вес был всего 340 кг, и двухцилиндрового двигателя ИМЗ-М52С рабочим
объемом 496 см. куб. и максимальной мощностью 30 л.с. при 7000 об/мин
вполне хватало, чтобы разогнать "Эстонию-1" до внушительных 140 км/ч.
Кстати, на этом автомобиле конструктора А. О. Сейлер и П.
А. Вельбри едва ли не впервые в Советском Союзе применили независимою
подвеску как спереди (пружинная) так и сзади (рессорная), и именно это
решение сделало автомобиль управляемым в поворотах на кольцевых
трассах. "Эстония-1" участвовала в гонках с 1958 по 1960 годы, и лучший
результат - второе место на одном из чемпионатов СССР. Негусто? Да, но
ведь это был опытный экземпляр, на котором отрабатывались решения для
малосерийного производства. Главным было именно участие, а не победа.
В 1959 году "Эстония-1" подверглась модернизации, получив
индекс "Эстония-2", но изменения коснулись именно конструктивных
моментов, что позволяет назвать ее предсерийным образцом, открывшим
путь для производства автомобилей "Эстония-3".
Эстония |
Просмотров: 564 |
Author: Костин Константин Александрович |
Добавил: avto24 |
Дата: 24.07.2008
|
|
|