3 июня 1864 года в городке Женева американского штата Огайо родился основатель старейшей американской марки Oldsmobile — Рэнсом Эли Олдс (Random Eli Olds, 1864–1950), один из первых американских конструкторов и предпринимателей, освоивший производство бензиновых двигателей и автомобилей. Семейство Олдсов, имевшее склонность к технике, переехало в 1880 году из аграрного Огайо в Лэнсинг (штат Мичиган),
где они открыли мастерскую. Интерес к автомобилям проснулся в Рэнсоме
с раннего детства. Поэтому, окончив бухгалтерские курсы и собрав все
свои сбережения, Олдс с воодушевлением принялся
за реконструкцию механической мастерской отца. Некогда там производили
судовые и промышленные двигатели, Рэнсом же планировал наладить
производство автомобилей.
К 1891 году у Олдса появились
первые разработки — трёхколёсный паровой автомобильчик. Через год
паровик Old Steamer прошёл публичные испытания и получил хвалебные
отзывы. На этом эксперименты с паром
завершились. Основанная Рэнсомом в 1897 году паевая компания Olds Motor
Vehicle начала штучное производство моторных бензиновых экипажей
с одноцилиндровым двигателем мощностью 5 л.с. В течение первых
нескольких лет, воодушевлённый успехом у покупателей, Олдс стремился
к разнообразию моделей, качество которых при этом было бы отменным.
Но вскоре ему потребовались дополнительные капиталовложения для
расширения компании, и в 1899 году Олдс продал часть акций Сэмуэлю
Смиту (Samuel L. Smith) и его сыновьям.
Новые партнёры переименовали компанию в Olds Motor Works и перевезли
производство из Лэнсинга в Детройт. Предполагалась, что
реорганизованная компания будет специализироваться на производстве
автомобилей высшего класса с пневматическим сцеплением и электрическим
стартером. Но задумка оказалась неудачной и чуть было не разорила
владельцев. Тогда Рэнсом Олдс разработал простенький автомобиль Curved Dash —
с одноцилиндровым двигателем, мощностью 7 л.с., который был связан
с задними колёсами двухступенчатой планетарной передачей. Двигатель
автомобиля изготавливался в мастерской Генри Леланда (Henry Martyn Leland,
1843–1932), который славился тем, что, используя точные методы
металлообработки, заметно повысил качество моторов. Интересно, что
изготовленный Леландом позднее мотор в 10 л.с. оказался для этой
маленькой модели Олдсмобила слишком мощным.
Разработка Curved Dash была омрачена пожаром,
уничтожившим чертежи автомобиля и сборочный цех с шасси; прототип
автомобиля, однако, не пострадал. И в 1901 году началось серийное
производство Curved Dash. Это был первый массово производящийся в Америке
автомобиль — Ford A появился только в 1903 году и был поначалу
значительно дороже. Именно это обстоятельство принесло успех компании
и сделало её пионером американского машиностроения. Стоит упомянуть
также, что при производстве этого автомобиля Олдс использовал идею,
авторство которой приписали впоследствии Генри Форду (Henry Ford,
1863–1947). Автомобили собирались на деревянных платформах, движущихся
по цехам на вращающихся роликах, а необходимые для сборки детали
сосредоточивались в «стратегических точках». Позже такую систему
назовут конвейером.
Oldsmobile Curved Dash вызвал огромный
интерес и в других странах. Четыре иностранные фирмы выпускали эту
простую и дешевую модель по лицензии. В России две компании взяли машину за основу при изготовлении своих автомобилей. Юрий Меллер, производитель
велосипедов «Дукс», с 1904 по 1906 годы выпускал бензиновые
автомобили по образцу Дуксмобиль. Годом раньше машиностроительный завод
«Аксай» в .Ростове-на-Дону
взялся за постройку копии Олдсмобиля. Почти все
комплектующие изготавливались самостоятельно, на стороне покупали
резиновые детали, цепи привода задних колес, ободы и катушки зажигания.
«Аксай» сделал двадцать автомобилей — ровно столько, сколько
смог продать. Oldsmobile Curved Dash стал главным успешным проектом
Рэносома Олдса. Все последующие его начинания кончались провалом.