Одним из редчайших довоенных советских автомобилей считается редкий
автомобиль КИМ 10-50, число которых на сегодняшний день стремится к
нулю.
Коммунистический Интернационал Молодежи - так интерпретируется
название завода, который в 1939 году был переделан для выпуска первой
советской малолитражки. Решение о начале производства автомобиля,
предназначенного для продажи в частные руки, было принято руководством
страны и непосредственно Иосифом Сталиным в 1939 году.
В 1940 году были изготовлены первые экспериментальные образцы
и комплекты штампов для сборки 498 автомобилей. В 1941 году
планировалось выпустить производство до 50 000 штук в год, но этому
помешала война. Еще один фактор - решение заменить двухдверный вариант
кузова четырехдверным. Успели собрать только несколько сотен КИМ-10.
После войны выпуск модели автомашины решили не возобновлять.
До наших дней сохранились только шесть автомобилей модели КИМ-10. Лучшие из них находятся в Музее АЗЛК и Политехническом музее.
Эти автомобили имеют богатую историю, именно они преподносились
в дар великим людям - академикам, летчикам и чиновникам. Такой
автомобиль был подарен в 1941 году Иосифом Сталиным академику Абраму
Иоффе.
Помимо этой видной машины, советский автомпром отличает редкое
буйство технической мысли. Чего только стоит НАМИ-012, парового
автомобиля, использующего в качестве топлива не уголь, бензин, керосин
как обычно, а дрова. Он предназначался для эксплуатации в
лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятиях. Опытный
образец был разработан еще в 1948 г., а в 1951 он прошел основной цикл
испытаний. Базировался паровой автомобиль на шасси МАЗ-200, но
отличался от него сниженной с 7 т до 6 т грузоподъемностью и необычной
по тем временам бескапотной компоновкой, обусловленной высокими
габаритами машинного отделения, которое решено было разместить за
кабиной. В нем располагались паросиловая установка, включающая в себя
котельный агрегат, бункеры с топливом и вспомогательное оборудование, а
также паровой двигатель.