|
|
Alfa 24HP Torpedo
Для первой настоящей Alfa – модели 24HP – Мерози сконструировал
4-цилиндровый двигатель объемом 4084 см куб. с боковыми клапанами. Блок
цилиндров, отлитый заодно с головкой, крепился к алюминиевому картеру –
прогрессивное по тем временам решение. Двигатель и четырехступенчатая
коробка монтировались на массивную лестничного типа раму с
полуэллиптическими рессорами спереди и сзади. Тогда считалось вполне
достаточным снабдить тормозами (барабанного типа) только задние колеса.
На шасси устанавливали открытый, на деревянном каркасе, шестиместный
кузов от Castagna. Прежде, чем началось серийное производство,
автомобиль был подвергнут длительным и всесторонним испытаниям, что
помогло добиться высокой надежности конструкции. Развивавший вчетверо
большую – по сравнению с двухцилиндровым агрегатом модели SAID –
мощность, двигатель разгонял тяжелую (весом более тонны) машину до 100
км/ч. Продажи новой машины постепенно росли. Но скорость, учитывая
состояние итальянских дорог, была все еще пока непозволительной
роскошью. Поэтому Мерози решил подготовить модель попроще, поменьше и
не такую скоростную. Этого он добился, сократив размеры шасси и
спроектировав 4-цилиндровый мотор объемом 2413 см куб. мощностью 22
л.с. Новая Alfa, получившая обозначение 15HP, оказалась всего на 10%
легче предшественницы. Самое поразительное то, что ее максимальная
скорость снизилась всего до 89 км/ч – правда, времени на разгон ей
требовалось больше, чем старшему собрату. Сегодня первые проекты Мерози
могут показаться примитивными. Тем не менее, обладая такими качествами,
как достаточные мощность и крутящий момент двигателя, эффективные
тормоза, прочность, надежность, они заложили основу для признания марки
на внутреннем, а затем и на международном рынке.
В ходе дальнейшей модернизации мощность двигателя модели 24HP поднялась
с 42 до 49 л.с. (в версии 1914 г.), а сам автомобиль получил
обозначение 20/30HP. Шесть дополнительных «лошадок» получил и мотор
модели 15HP, также переименованной – в 15/20HP.
Едва поправив свои дела, компания приняла смелое, если не
самоуверенное, решение – участвовать в автогонках. Осуществить это
предполагалось малой кровью – подготовив спортивную версию серийной
модели 24HP. Мерози максимально облегчил автомобиль: укоротил раму,
поставил короткие мосты от 15HP и убрал кузов – остались лишь пара
ковшеобразных сидений, топливный бак да запасные колеса. Вес машины
снизился до 875 кг, максимальная скорость возросла до 114 км/ч.
В 1911 г. две новые Alfa 24HP Corsa дебютировали в труднейшей гонке
Тарга Флорио в горах северной Сицилии. После первого из трех 148-км
кругов одна из машин возглавила гонку. Но радость была недолгой –
сицилийское небо разразилось ливнем, и ослепленному водой и грязью
экипажу пришлось сойти с дистанции. Год спустя на Сицилии экипажи Alfa
выбыли из борьбы из-за проблем с двигателями.
К счастью, эти неудачи не поколебали решимости компании продолжать
начатое. Более того, Мерози получил карт-бланш на проектирование
нового, более мощного автомобиля – изначально предназначенного для
соревнований. Новая модель 40/60HP появилась в 1913 г. Ее 4-цилиндровый
двигатель имел объем 6082 см куб., отлитые попарно цилиндры и два ряда
вертикальных клапанов в головке с приводом через толкатели и коромысла
от двух боковых распредвалов. Последняя особенность позволила
значительно улучшить газообмен в камере сгорания, поднять компрессию и
увеличить мощность – она достигла 73 л.с. Во время своего первого
выступления – 53-км гонки по подъему на холм – эти автомобили завоевали
1-е и 2-е места в своем классе, показав второе и третье время в
абсолютном зачете. В мае 1914 г. две машины стартовали в Кубке Флорио
на уже знакомой сицилийской трассе. Финиш был ободряющим – экипажи Alfa
заняли 3-е и 4-е места.
Любопытный эпизод ранней истории компании – создание фирмой Castagna по
эскизам графа Марио Рикотти (Mario Ricotti) автомобиля с обтекаемым
аэродинамическим кузовом на шасси 40/60HP. Алюминиевый кузов имел
гнутые стекла – возможно, впервые в истории. Автомобиль развивал
ошеломляющую по тем временам скорость – 137,6 км/ч, а позже, в 1921 г.,
на треке в Брешии она достигла отметки 146,6 км/ч.
Воодушевленная этими успехами, компания решила принять участие в серии
кольцевых гонок Grand Prix, предтечи современного чемпионата Formula-1.
Но для молодой и имевшей недостаточно устойчивое финансовое положение
фирмы, каковой являлась тогда ALFA, создать полностью новый гоночный
автомобиль оказалось слишком дорогостоящей затеей. Поэтому Мерози,
сократив еще на 200 мм колесную базу старого шасси, сконцентрировал
основные усилия на новом, мощном и эффективном двигателе. Новый мотор
имел пирамидальной формы камеры сгорания, в верхней части которых
наклонно располагались клапаны увеличенного размера с приводом от двух
распредвалов в головке. (Этот рецепт 1914 г. использовался в гоночных
автомобилях, побеждавших даже в 50-х, и до сих пор – в большинстве
серийных моделей фирмы.)
Первые тесты дали неплохой результат. Мотор объемом 4492 см куб. при
степени сжатия 5,55:1 развил 88 л.с., то есть оказался на 25% мощнее по
сравнению с двигателем 40/60, имевшим объем на 35% больше. Автомобиль с
новым мотором показал на предварительных заездах скорость 144,99 км/ч и
был заявлен на Grand Prix Франции в Лионе. Но гонка не состоялась. С
началом Первой мировой Европе стало не до спортивных сражений.
В войну как таковую Италия вступила не сразу, так что производство
легковых автомобилей не только продолжалось, но даже увеличивалось.
Если в 1910 г. ALFA выпустила лишь 20 машин, то за первые шесть месяцев
1915 г. из ворот завода их выкатилось уже 205. 22 мая 1915 г. Италия
присоединилась к союзникам, и через некоторое время ALFA полностью
переключилась на выполнение военных заказов.
В начале 1916 г. промышленник и горный инженер Никола Ромео (Nicola
Romeo) приобрел контрольный пакет акций компании. Через два года он,
постепенно выкупив их остатки, стал полновластным владельцем завода,
переименованного в Societa Anonima Italiana Ing. Nicola Romeo
(Итальянская Акционерная Kомпания инженера Никола Ромео). Ромео отнюдь
не был любителем автомобилей. Но с окончанием войны не стало армейских
заказов, а на возродившемся автомобильном рынке имел место
неудовлетворенный спрос... Тогда-то и вспомнили о 105 несобранных
машинах, хранящихся с довоенных пор в виде комплектов деталей. Мерози
поручили возобновить производство. И все же сборка довоенных моделей
(10 экземпляров 15/20HP и 95 – 20/30HP) началась только в 1920 г. Ромео
решил изменить название машин, но, прекрасно зная цену репутации и
традициям на специфическом автомобильном рынке, лишь добавил свою
фамилию к уже известному всем «имени»... Так родилась знаменитая марка
Alfa Romeo.
Очень скоро стало ясно, что на довоенных проектах далеко не уедешь –
нужны новые разработки. В то же время необходимо было громко и
решительно заявить миру о возвращении компании на рынок. Лучшего
способа, чем победы в гонках, было не найти. Старт спортивной программе
был дан практически одновременно с началом сборки серийных машин.
Источник: http://www.motor.ru |
Категория: Alfa Romeo | Добавил: avto24 (30.07.2008)
| Автор: Журнал «МОТОР»
|
Просмотров: 842 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|