К началу Второй
мировой войны BMW - была одной из наиболее динамично развивающихся фирм
мира, выпускающая технику со спортивной ориентацией. Но вскоре, с
началом войны в 1941 году, BMW временно вышла из автомобильного
бизнеса, приостановив выпуск автомобилей, и развернула выпуск джипов
(унифицированная командирская модель №1), армейских мотоциклов BMW-R75,
танковых пушек, орудийных лафетов и другой военной техники. Но
приоритет вновь был отдан авиадвигателям.
Компания
достигла значительных успехов в разработке и производстве
турбореактивных двигателей. Еще до второй мировой войны BMW
предпринимала попытки создания реактивного двигателя. В 1939 году
предприятие получает конкретный заказ на изготовление такого двигателя
для самолета Messerschmitt Мe262. В 1943 году двигатель был разработан
и назван BMW 109-003, а в 1944 году компания начинает его выпуск -
первого в мире (!) реактивного двигателя - было построено 100
экземпляров самолетов с этим двигателем. Проводятся также испытания
ракетных двигателей.
Конец
Второй мировой войны стал катастрофой для концерна. Четыре завода,
оказавшиеся в Восточной зоне оккупации, разрушены и демонтированы.
Головной завод в Мюнхене демонтирован англичанами. В связи с
производством во время войны авиадвигателей и ракет победители издают
приказ о запрете производства на три года.
В
первые послевоенные годы союзническое руководство вынудило компанию
выпускать на большинстве ее заводов кухонную посуду. Но и Карл Рапп и
Густав Отто, не изменившие своей любви к моторам, решают опять начать
все с нуля. Разрабатывается 1-цилиндровый мотоцикл R24, собиравшийся в
мастерских практически кустарно. Он становится первым послевоенным
изделием BMW. Полноценное же производство мотоциклов было возобновлено
только в 1948 году, когда был восстановлен разрушенный бомбежкой
мюнхенский завод (два завода в Мюнхене были более или менее "пригодными
к жизни", поэтому вокруг них акционеры BMW и сосредоточили свои
основные усилия). Незадолго до рождества 1948 года первый R24 с
одноцилиндровым двигателем и четырехступенчатой коробкой передач сходит
с конвейера. Следующая модель R25 имела двухцилиндровый двигатель и уже
18% этих мотоциклов пошло на экспорт.
Благодаря
поддержке Немецкого национального банка, компания вернула к жизни
концепцию спортивного автомобиля BMW 328 и в период с 1948 по 1953 года
выпустила на его базе несколько новых спортивных моделей. Одним из
таких автомобилей был, организованный работавшим на BMW Эрнстом Луфом в
1949 году великолепный спортивный автомобиль BMW "Реннспорт-Спайдер".
Именно благодаря таким энтузиастам, как Эрнст Луф, в тот период были
начаты весьма важные разработки. Конструкторы и дизайнеры BMW задумали
выпустить роскошную модель, чему сами были удивлены, т.к. в
послевоенное время о подобных машинах у большинства населения даже и
мыслей не было
Однако,
полноценное возвращение в автомобильный бизнес казалось делом
отдаленного будущего. Ведь все автомобили BMW до того момента
производились только в Айзенахе. Но в сентябре 1944-го его корпуса на
65-70 % превратились в развалины в результате налетов американской
авиации. В 1945 году в соответствии с решениями Потсдамской конференции
айзенахский завод BMW попал в список предприятий, которые подлежали
демонтажу. Сам Айзенах после 1945 года стал восточногерманским городом.
Но
осенью 1945 года делегация рабочих завода, обследовав предприятие,
обратилась к маршалу Г. Жукову, главе советской военной администрации
Германии (СВАГ), с предложением возобновить выпуск легковых
автомобилей. Помимо некоторых сооружений, в Айзенахе сохранился задел
готовых деталей и запчастей, а на берлинском заводе "Ами-Будд", который
выпускал кузова для BMW 321, уцелели штампы и сварочные кондукторы.
СВАГ согласилась
с мотивами и 13 октября 1945 года издала приказ № 93 "Об организации
производства автомобилей и мотоциклов на бывшем заводе BMW в Айзенахе".
Речь шла о моделях BMW 321 и BMW R35. Первые 14 автомобилей собрали в
ноябре 1945-го. Завод получил некоторую часть оборудования с "Ами-Будд"
и других предприятий. Но для его бесперебойной работы требовалось
наладить нормальное снабжение сырьем, комплектующими изделиями,
обеспечить финансирование. С этой целью 13 августа 1946 года приказом
СВАГ за № 390 бывший BMW наряду с бывшим заводом "Симсон" (мотоциклы
марки АВО) и другими предприятиями включили в состав советского
акционерного общества "Автовело". Его возглавляли представители
советской администрации, финансировала также наша сторона. Продукция
"Автовело" шла в счет репараций (покрытия ущерба, нанесенного нам во
время войны) в Советский Союз. Поэтому сделанные в Германии автомобили
BMW 321, а позже и BMW 340, а также мотоциклы BMW RЗ5 и АВО 425 можно
рассматривать как продукцию советского (по действительной
принадлежности и направленности сбыта) предприятия. На
улицах наших городов в первые послевоенные годы часто встречались
новенькие черные автомобили с бело-голубой эмблемой BMW. Но на табличке
под капотом у них значилось: "Советское акционерное общество
"Автовело", г. Айэенах. Надо
отметить, что выпуск BMW 321 по тем временам был немалым: 1947 год -
2035 штук, 48 - 2398, 949 - 2734. Это больше, чем выпустили 321-х за
все предвоенные годы. Построенные в Айзенахе автомобили и мотоциклы
несли традиционную фирменную бело-голубую эмблему BMW. Головное
предприятие в Мюнхене с 1949 года тоже стало выпускать машины довоенных
моделей под этой же маркой. "Автовело"
разработало свою новую модель BMW 340 - модернизированный, прежде всего
по кузову, довоенный BMW 326. Серийный выпуск начали в октябре 1949 г.,
а на следующий год устаревший BMW 321 сняли с производства.
Одновременно Айзенах изготовлял с 1947 по 1953 год и спортивные
автомобили BMW 327/2, унифицированные с BMW 340, причем кузова для них
(типа "купе 2+2" и "кабриолет") поставлял дрезденский завод (бывший
"Глезер").
К тому времени
головное предприятие BMW в Мюнхене возбудило ходатайство о своих правах
на использование традиционного бело-голубого товарного знака. В
Результате с 1950 года на автомобилях и мотоциклах, изготовленных в
Айзенахе, появилась очень похожая, но бело-красная эмблема ЭМВ
("Эйзенахер моторен верке"). После
того, как в 1949 году на территории советской оккупационной зоны была
провозглашена Германская Демократическая Республика, "Автовело" 5 июня
1952 года передало свои заводы администрации нового государства. Завод
стал называться "Народным предприятием АВЭ" ("Аутомобиль Верк
Эйзенах"). Впоследствии он перешел на выпуск автомобилей с передними
ведущими колесами и двухтактными двигателями (ИФА-F9, "Вартбург-311,
"Вартбург-312", "Вартбург-353"). Автомобили
BMW 321 и BMW 340 хорошо известны автомобилистам старшего поколения.
Они зарекомендовали себя надежными, технически совершенными, выделялись
нетрадиционным дизайном. Эти автомобили можно было без опасения
эксплуатировать, используя низкосортные бензин и масло. К
достоинствам BMW 321 надо отнести хорошо уравновешенный
шестицилиндровый двигатель с верхнеклапанным газораспределением,
коробку передач с синхронизаторами на двух высших передачах, очень
точно выполнявший команды водителя реечный рулевой механизм. В
независимой подвеске передних колес упругим элементом служила
поперечная рессора. Машины
комплектовали так называемой централизованной системой смазки узлов
шасси: сочленений подвески передних и задних колес, шкворней, рулевых
тяг. Через каждые 50-100 километров водитель коротким и резким
движением нажимал на педаль смазочного насоса, подавая масло к этим
точкам. Цельнометаллический двухдверный кузов BMW 321 был довольно
узким и тесным (особенно сзади), а двери навешивались на задних петлях,
что, в общем, небезопасно для пассажиров. Доступ в небольшой по
размерам багажник - из салона. Если
сравнить этот автомобиль с распространенной тогда "Победой", то кузов
нашей машины был просторней и комфортабельней. Но "советский BMW"
резвее: с места он за 36 секунд набирал скорость 100 км/ч, а "Победа"
за это же время - только 80 км/ч. Поскольку 321-я на 350 килограммов
легче, она расходовала и меньше топлива - в среднем 11 л/100 км против
13,5 у "Победы". Другая
машина, BMW 340 получила четырехдверный кузов, но многие их узлы и
агрегаты были одинаковыми. Однако новая модель уже оснащалась не одним,
а двумя карбюраторами. Кроме того, зависимая подвеска ее задних колес
была не на двух продольных рессорах, а на двух продольных торсионах с
системой реактивных рычагов. Багажник, по-прежнему небольшой,
открывался снаружи, запасное колесо расположили под полом. Обе модели в 40-е и 50-е годы получили достаточно широкое распространение в нашей стране. Немало их на ходу и поныне. Краткая техническая характеристика BMW 321 (в скобках - отличающиеся данные BMW 340):Общие данные: Годы выпуска - 1945-1950 (1949-1956); количество мест - 4 (5); количество дверей - 2 (4); масса в снаряженном состоянии - 1000 (1100 кг); наибольшая скорость - 110 (120) км/ч; эксплуатационный расход бензина - 11,0 (11,5) л/100 км; запас топлива - 50 л. Размеры: Длина - 4470 (4630) мм; колесная база - 2750 (2870) мм; размер шин - 5.50-16 дюймов. Двигатель: Число цилиндров - 6; клапанный механизм - ОНV; рабочий объем - 1971 см3; степень сжатия - 6,0; количество карбюраторов - 1(2); мощность - 45(55) л. с./33 (41) кВт при 3750 об/мин.
Источник: http://retro-car.ru |